Дикие гусли

 

Древнему инструменту нашлось место в современной музыке.
Российская world- и этносцена освоила, кажется уже все возможные народные инструменты: армянский дудук, шотландскую волынку, даже австралийский диджериду. Теперь наши «народники», кажется, всерьез озаботились освоением исконно русского инструмента, а именно гуслей. Сказать, что гусли -- забытый инструмент, неизвестный широкой публике, нельзя. Напротив, инструмент -- постоянный герой, причем не только фольклора. Гусли присутствуют и в советских фильмах-сказках, и даже в анекдотах. Например, о «новом русском», который внимательно слушал гуслиста (именно так, согласно словарю Даля, желательно именовать музыкантов), а потом изрек: «Музыка, браток, хорошая, но вот этой пальцовки не надо».

В минувшие выходные в клубе «Запасник» прошла презентация проекта «Гусли русские», в котором принимают участие гитарист-виртуоз Иван Смирнов и кларнетист, исполнитель на народных духовых Сергей Клевенский. Слово «проект» в данном случае следует понимать буквально, а не как сейчас принято: «проект» -- в смысле «коллектив». Смирнов и Клевенский (у которого и так «проектов» предостаточно, от маститого «Альянса» до новомодной «Малер и я»), а также другие участники концерта -- камерный хор, гусляры, синтезатор -- попытались выстроить джаз-рок, фьюжн и духовное пение вокруг звука гуслей. Собственно, в этом и есть смысл и цель проекта -- представить гусли в несколько необычном контексте, показав, что инструмент этот (точнее, «инструменты», так как даже известных модификаций гуслей довольно много, причем не только у нас, но и в некоторых европейских странах) может адекватно восприниматься не только в контексте оркестра народных инструментов.

Два гуслиста, Любовь Басурманова и Егор Стрельников, поразили публику исполнительским мастерством и богатством возможностей своих инструментов. Гусли имеют короткий, но очень яркий и выразительный звук, за счет чего получаются просто потрясающие трели, аккорды, флажолеты. К сожалению, полного слияния всех участников проекта удалось достичь только в нескольких пьесах; в целом же программа была четко поделена между хором, виртуозным Смирновым и гуслистами. Как бы то ни было, гусельный world fusion заслуживает самого пристального внимания, и очень хотелось бы увидеть, во что в итоге выльется проект.

Публика, пришедшая в концертный зальчик «Запасника», затаив дыхание, слушала. Публика, ужинавшая в других залах, ничего не слушала, зато шумела. Но под конец концерта в клуб пришел «антрополог» и друг всех народных музыкантов Дмитрий Дибров. Он искренне восхищался концертом, и всем жующим сразу стало ясно: гусли -- это круто.

Александр БЕЛЯЕВ

 

 

 

 

 

Живые струны души.

      

       Душа… Это существо, которым человек наделен от Бога-Творца и которое хранит в своих непостижимых глубинах все то изначально доброе, что Господь в человека вложил. Душа может до времени спать и не ведать, что мир вокруг гораздо прекраснее и сложнее, чем видится на поверхности. Разбудить же душу способны многие, от Бога дарованные людям, искусства, среди которых живет и будет жить Музыка. Нет, не та музыка, что зовет лишь к развлечению. Но Музыка Божественная, говорящая о вечном во все времена одинаково истинно и прекрасно. Казалось бы, в настоящее время немногие способны заслушиваться такой музыкой, не все даже понимают древний язык духовного стиха или глубинный смысл русской былины, а уж о музыке богослужебной и говорить не приходится. Однако, прекрасный Божий мир существует и будет существовать до тех пор, пока есть носители Слова Божия и есть те, кто этому Слову внимает.

        Возможно, непостижимая человеческим разумом Божия Премудрость состоит в том, что и поныне, пройдя сквозь многие века, сохранилось в русском человеке стремление к своим корням, желание утолить душевный голод не только легкой музыкой, но и познать, вспомнить, пережить состояние духовной чистоты и внутреннего света через музыку старинную, кажущуюся нам теперь даже экзотической. Не отсюда ли и всевозможные фолк- и этно-течения, многочисленные фестивали народной музыки и т.п.? Ведь народная (и особенно русская народная) музыка обладает животворной духоносной силой, почерпнутой во временах изначальных, когда человек живее ощущал Божие присутствие во всем окружающем его мире, смыслом своей жизни видел приближение к Богу и неустанно Его воспевал. Ищущим такой пищи для души, по счастью, есть и теперь куда обратить свой взор. Данный Творцом еще в библейские времена музыкальный инструмент ГУСЛИ, и в наше, насыщенное бьющим наповал ритмом, время способен увлечь, заставить проснуться дремлющие в глубине души ее лучшие свойства. Для тех, кто услышал хотя бы раз этот инструмент - потомок древней псалтири – начался, быть может, путь к духовному просвещению.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современным певцом-сказителем можно назвать ставшего уже знаменитым петербургского гусляра, звонаря, певца Егора Стрельникова. Именно гусли, которые Егор услышал в 80-е годы, заехав после службы в армии в Петербург, заставили его коренным образом изменить свое творчество и из гитариста академического направления превратиться в гусляра.  Этому способствовали и впечатления Егора от звучания подлинных гуслей, найденных в Великом Новгороде и отреставрированных мастером Владимиром Поветкиным. С этого времени вся жизнь Егора потекла совершенно иначе. Главными духовными ценностями для него стали истины православной веры, которой проникнута древняя русская культура. Именно тонкое, особо проникновенное звучание гуслей, глубокий смысл духовных стихов, и былин отозвались в его душе желанием посвятить себя искусству глубоко нравственному, очищающему сердце и просвещающему ум. Таким, зачастую безвозмездным, служением Егор не только покоряет сердца слушателей, но и заставляет задуматься над истинными ценностями культуры прошлых веков, а также выполняет духовно-просветительскую работу. Исполняемые им песни, духовные стихи, былины настолько живо отзываются в душах слушающих, что сомнения в востребованности и жизнеспособности музыкальной традиции прошлого не возникает.

       Егор, как истинно талантливый человек, постоянно ищет пути для углубления своих знаний и развития мастерства. Гусли в его руках по временам сменяются колесной лирой, и вот – перед нами уже исполнитель народных украинских, русских песен. Как откликается, например, душа слушателей на известную казачью песню «Не для меня»! По-видимому, и этот инструмент попал

в поле зрения мастера не случайно.

Сам Егор так говорит об этом:

 

 

 

 

 

       - Колесная лира на Западе была известна с 8 века. Родина ее – французская Бретань. И даже лучший лирник в настоящее время – в Бретани. Но, как ни странно, лира получила распространение и на Руси. При Иоанне Грозном существовала даже школа лирников. Ее отличие от западной, где этот инструмент являлся исключительно народным, было в том, что лирник на Руси должен был за время обучения пройти определенные ступени духовного совершенствования.

       У музыканта, особенно изучающего всевозможные этнические традиции, звучание гуслей невольно вызывает ассоциации со звучанием, например, кельтской арфы.  А кельтская музыкальная традиция, как известно, сейчас популярна у музыкантов этно-направления. Однако, Егор Стрельников не просто слепо следует моде, выбрав инструмент не менее дрений, чем арфа. Он объясняет свою тягу к гуслям, как к наилучшему сопровождению духовных в своей основе текстов:    

       - Действительно, такое сходство звучания – это еще один из примеров перекрещивания культур западно-европейской и славянской. Гусли имеют и сходные с арфой приемы игры. Чем более древней является культура, тем более она общая. Но если вникнуть в содержание кельтских песен и баллад, то мы увидим повествование о земных переживаниях, особенно о неразделенной любви. А каково содержание русской былины? Это не просто историческое или легендарное сказание, но и настоящее изложение веры русского человека, возвышенное и обращающее чувства и ум к Богу.

       Господь же не обделил Егора и талантом звонаря. Искусство колокольных звонов сделало его не только дипломантом Всероссийского конкурса звонарей, но и почетным гостем на звонницах разных храмов России, Храма Христа Спасителя В Москве, на колокольнях Свято-Данилова монастыря, Сергиевой лавры. В этом нелёгком мастерстве Егор Стрельников постоянно совершенствуется, несмотря на то, что жизнь его далека от оседлости. Уже многие годы музыкант активно участвует в фестивалях духовной и традиционной музыки, редко появляясь в Петербурге. Однако, отдать жизнь этому виду церковного искусства Егор не спешит.

       - Я не могу стать звонарем, исполняющим постоянное послушание при храме. Дело в том, что звон колоколов несколько притупляет слух, что мешает последующей игре на гуслях. А гусли звучат более тонко.

       Но мы, слушатели, часто распознаем в гусельных переборах имитации колокольного звона, насыщающие звуковую палитру инструмента новыми красками.

       Случилось так, что Господь привел Егора в мастерскую одного из выдающихся современных фолк-музыкантов Мити Кузнецова. Его легендарное владение множеством народных инструментов, особо чуткая интерпретация народных напевов, неповторимый талант композитора и аранжировщика известны и признаны всеми профессиональными любителям фолка. Митя Кузнецов родился и по сей день живет и творит в Рыбинске. Был участником многих международных фестивалей. Митя много лет работал в фолк-группе «Седьмая вода». Был создателем совместного фолк-проекта с группой «Разнотравие». Записал несколько сольных альбомов с народной музыкой и русскими народными сказками. Сфера музыкального творчества Мити Кузнецова распространяется не только на русскую, но и на всю мировую традиционную музыкальную культуру, о чем говорит его постоянное сотрудничество с европейскими кинорежиссёрами. Им записана и уже издана оригинальная музыка к документальным фильмам о культуре и природе Америки, Китая, Шотландии и др. В лице Егора Стрельникова он нашел друга и единомышленника и замечательно работает с ним в дуэте. Вместе музыканты записали два альбома «Яко по морю» и «Сила по силе».

       Задавшись вопросом почему же так глубоко трогающая душу старинная музыка в исполнении этих музыкантов не вышла на широкий путь коммерческого искусства?, я обратилась к Егору и поняла, что для него иначе не может быть, как служить своим искусством духовному пути в музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       - Мне почти не приходилось играть на больших концертных сценах. Я выступаю по просьбам друзей и знакомых в основном для православных слушателей. Знаю твердо, что без молитвы ничего начинать нельзя и всегда выступаю по благословению священника. Случается даже на православных свадьбах играть. Добиться исключительно коммерческой выгоды я не пытаюсь.

       Полноту личности Егора как музыканта и отца семейства нельзя представить без его верного друга и жены Натальи Пискуновой. Наташа также от Бога наделена поэтическим даром и стала автором песен, содержание которых настолько философски глубоко, что оно перешагнуло рамки и просто бардовской традиции, и традиции духовной поэзии прошлого. Музыку к песням для Наташи сочиняет как она сама, так и Егор. И уже не раз вместе они выступали на фестивалях как дуэт.

       Любое истинное боговдохновенное искусство Господь наделяет особой жизненной силой, ведет сквозь века, не оставляет без последователей. Так и Егор имеет уже и своих учеников, планирует выпустить «Школу игры на гуслях» в видео-варианте, заново записать в более стилистически достоверной аранжировке всеми любимые народные песни. Ведь нередко они исполняются поп-ансамблями, утрачивая свои древние корни. И дай Бог, чтобы в каждом, кто прикоснется к высоко нравственному древнему искусству, появилось стремление к чистоте жизни и заново зазвучали, быть может спавшие доныне, живые струны души!

 

 

 

 

Марина Витковская

Санкт-Петербург

 

 

 

http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.vargan.ru%2Fgusli%2Finter%2F2002-kolom.shtml&text=%C3%F3%F1%EB%FF%F0%FB%20%C6%E8%E2%E0%FF%20%C2%EE%E4%E0&dsn=0&d=8324155&sh=2&sg=67&isu=1

 

 

 

Егор Стрельников и Митя Кузнецов – "Яко По Морю"


«ЭтноКузня», 2005
12 tks. / t.t. 58.10


В стародавние времена у музыки, кроме развлекательной, было еще и много других полезных функций. Например, информационно-историческую выполняли бояны, слагавшие эпические баллады о похождениях князей. В старых поваренных книгах в рецепты всевозможных яств включались песни, которые следовало исполнять поварам при приготовлении пищи. Тогда не было фаст-фудов, и конкретное блюдо готовилось для конкретного человека (хозяина или гостя) с любовью. В этом заключался некий элемент магии. И до, и после принятия христианства на Руси именно музыке следовало возвышать дух. Говоря плакатным языком советского времени: «Нам песня строить и жить помогает». Однако была у музыки еще и целительная функция. Помню, как режиссер Театра на Таганке Ю. П. Любимов рассказывал в одном из интервью для радио «Свобода», что две актрисы его труппы излечили астму, репетируя вместе с ансамблем покойного ныне Дм. Покровского вокальные хоровые партии для легендарного спектакля «Борис Годунов». Для излечения приступов хандры царь Саул звал никому еще неизвестного юношу Давида, чтобы тот исцелил его игрой на арфе. Впоследствии Давид убил из пращи Голиафа и стал знаменитым царем иудейским, но немногие знают, что Давид искусно обращался не только с пращей, но и слагал замечательные элегии, аккомпанируя себе на арфе.

На Руси родственным арфе музыкальным инструментом издревле были гусли. Искусство игры на гуслях не стало модным ни в советские, ни в постсоветские времена, тем не менее, оно передавалось от мастера к ученику какими-то своими неведомыми путями. Егор Стрельников овладел всеми тонкостями и приемами игры на гуслях в классе знаменитого мастера Дмитрия Локшина. Осознав, что игра на таком музыкальном инструменте требует не только навыков, но и высокой духовности, Егор устроился работать звонарем в московский Свято-Данилов монастырь. И кажется совершенно закономерным, что когда пришло время записывать альбом, судьба свела его с Митей Кузнецовым, рыбинским виртуозом игры на всевозможных народных инструментах.

Альбом получился терпким и горьким, как и положено целебному снадобью. Признаться, я не ожидал, что гусли могут звучать так интересно и непохоже ни на какой другой музыкальный инструмент. И от глубоких и очень звонких звуков на душе становится спокойно и благостно. Звуки эти поднимают слушателя на небеса и уносят туда, где находится невидимый град Китеж, где весело бражничают добры молодцы на пиру у князя Владимира и где в лесу Соловей-разбойник строит свои козни. Порой под воздействием хмельных паров кажется, что он превращается в бомбардировщик «В-1 Стелс». Фу, нечистая, чур, меня, чур!

Однако не только гуслями славен этот альбом. Не только пронзительной колесной лирой, свирелью, жалейками да окариной (так и хочется заокать, как это принято в российской глубинке)… Для меня лично фирменным знаком альбомов, записанных при участии Мити Кузнецова, всегда были мурашки по спине, вызываемые каждый раз каким-либо новым хитроумным способом. На этот раз таким откровением для меня стали подпевки Анны Кузнецовой. Их мало и они очень коротки, но до костей пробирает ее голос в композиции “Окиян-Море”. Поначалу я подумал, что это вызвано неожиданностью появления женского вокала в альбоме, где на обложке авторами значатся двое мужчин. Но нет, не все так просто. Во-первых, это очень интересное сочетание с голосами Егора и Мити. Во-вторых, в “Окиян-Море” сначала Митин, а потом и Анин голос вступают на повторах последних строчек куплета, когда меньше всего ждешь чего-то нового. Не удивлюсь, если это какой-то затерянный в древности прием пения, ибо звучит это все так естественно, как будто по-другому и быть-то не могло. Все-таки надо иметь в виду, что все эти колядки, былины и духовные стихи передавались, что называется, из уст в уста, и с течением времени претерпевали неизбежные изменения. Как в детской игре про испорченный телефон. Поди теперь знай, как они звучали изначально. Тем не менее, трактовки Егора и Мити настолько естественны, что хочется верить, что именно так они всегда и пелись. В альбоме также присутствуют и четыре авторских композиции Егора Стрельникова, ничуть не выбивающиеся из общей музыкальной ткани.

Основная их тема – Град Китеж – подкреплена прекрасным рисунком на внутренней стороне обложки. Вообще-то, художник Павел Гаврилов всегда отличался интересными решениями в оформлении. Но на этот раз он просто превзошел самого себя: рисунки выполнены как бы на коре березы, а лицевой рисунок, на котором в ладье сидят Егор Стрельников с гуслями с одной стороны и Митя Кузнецов со свирелью – с другой, достоин самых превосходных эпитетов. Выполненный в старинной манере, он несет очень важную функцию подготовки слушателя к восприятию такого непростого альбома.

Надо также заметить, что последние звуки «Эпилога» - это не финал. Проект будет продолжен созданием в Ростове Великом (с Божьей помощью) школ изготовления и игры на русских народных инструментах. А значит, появятся новые музыканты и новые альбомы. А пока Егора Стрельникова можно видеть в музее-усадьбе Коломенское, где иногда он летом по выходным услаждает слух гуляющих. Звук его гуслей и колесной лиры собирает вокруг него большое количество желающих приобщиться к русской народной музыке. И это отрадно!

Фото: Максилла КУЗНЕЦОВ

 
Автор: Максилла Кузнецов
опубликовано 06 декабря 2005, 11:12
 
Под гусли и свирель во дивный Китеж-град   отправились хорошо известные в России и за её пределами гусляр-самородок, запорожский певец-пилигрим Егор Стрельников и фолк-музыкант из Рыбинска Митя Кузнецов. Результатом воображаемого путешествия стал их первый совместный альбом «Яко по морю», созданный по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского. Записан альбом на студии «Этно-Кузня», увидел свет в сентябре этого года.
Всё ещё идут по земле пилигримы. Как сотни лет назад. Скромно радуясь Воскресению Божьему и великим его чудесам. Делясь этой детской радостью со всяким встречным.
Егор Стрельников – выходец с Украины. Его предки по отцу – из запорожских казаков, по матери - из сибиряков. С юности сердце Егора потянулось к русским и украинским народным инструментам. После ратной службы мечтал пожить в Питере, академическим образом осваивая классическую гитару. Но судьба определила Егору, вместо музыкального училища, прибыть туристом в Великий Новгород. Там он впервые услышал ансамбль гусляров. Голос древнего инструмента его столь очаровал, что путь дальнейший сложился сам собой. Егор стал основательно учиться игре на гуслях – сначала в Новгороде – в культпросветучилище, институте культуры и консерватории, потом – во Пскове – в музыкальном училище. Осваивал разные гусельные школы. Уже первые концерты, состоявшиеся около 15 лет назад, показали его как редкого инструменталиста. Стихия живых струн гуслей, их волшебство и многотембровая глубина, жажда овладеть всеми тонкостями и приёмами игры привела Егора Стрельникова  к знаменитому в России мастеру Дмитрию Локшину. У него в течение 5 лет Егор брал мастер-классы. В 1993 г. ему довелось познакомиться ещё с одним из наиболее выдающихся музыкантов нашего времени гитаристом Иваном Смирновым. В результате этого общения Егор Стрельников отошёл от академизма и дал волю импровизации и сочинительскому дару. Палитра его творчества существенно обогатилась с того момента, когда он начал исполнять духовные песнопения и былины Древней Руси. Яркая струнная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов. Егор с успехом участвовал в конкурсе звонарей, получив диплом профессионала. Вскоре стал звонарём московского Свято-Данилова монастыря. В этом нелёгком мастерстве Егор Стрельников постоянно совершенствуется, несмотря на то, что жизнь его далека от оседлости. В последнее время он регулярно звонит на колокольне Николо-Сольбенского монастыря, что в Переславском районе Ярославской области....Уже многие годы музыкант активно участвует в  фестивалях духовной и традиционной музыки. В феврале 2005 года в составе русской культурной миссии Егор посетил Сербию. Результатом этого братского сближения двух православных народов стал концерт «Русские за детей Косово». Сегодня гусляр-инструменталист Егор Стрельников – одна из интересных и уважаемых фигур в сфере исполнителей народной музыки.
Митя Кузнецов родился и по сей день здравствует в Рыбинске. При этом много работает как музыкант – в своём отечестве и за рубежом. Был участником многих международных фестивалей. Имя его широко известно в мире фолк-музыки. Митя много лет работал в фолк-группе «Седьмая вода». Был создателем совместного фолк-проекта с группой «Разнотравие». Записал несколько сольных альбомов с народной музыкой и русскими народными сказками. Сфера музыкального творчества Мити Кузнецова распространяется не только на русскую, но и на всю мировую традиционную музыкальную культуру, о чем говорит его постоянное сотрудничество с европейскими кинорежиссёрами. Им записана и уже издана оригинальная музыка к документальным фильмам о культуре и природе Америки, Китая, Шотландии и др. В работе на сегодня находятся ещё несколько проектов. Выпускает музыку к фильмам бельгийская издательская фирма MDC, с которой Митя сотрудничает на протяжении десяти лет.
В альбоме «Яко по морю» дарования обоих музыкантов раскрылись по-особому. Идеи, творческие находки Егора в аранжировке Мити обрели полнокровное звучание, глубину и непреднамеренную лёгкость. Удивительную красоту, свойственную былинному стиху, наполненному дуновением степного ветра, запахом воды и сочных трав. Каждая страница этого 12-главного акустического, за исключением баса, путешествия – с прологом и эпилогом - становится этапом постижения мира. Будто случайным, но как-то исподволь набрасывающим рисунок дальнейшего движения вперёд...
Ой, послушайте, вы, братцы, песню вольную про чудный Китеж-град. Сотни лет хранит он тайну дивную. В синем озере мерцают купола церквей. Звон с небес скользит над водами. Вдаль бегущими хрустальной поступью...Вступление инструментально по исполнению. Но эпично-песенно по духу.
Пошли добры-молодцы по морю и видят: «В океян-мере камень лежит. На каменю церква стоит. В той церкви - престол. На нём книга лежит. Читают её три ангела, два архангела. Пред ними - Мать Мария...» («Окиян-море» - сохранившийся до наших дней духовный стих некрасовских казаков – о страдании Христовом и его светлом Воскресении.)
Долог-труден путь к Китеж-граду. Много добрых людей повстречать пришлось. Самый славный из них – старой казак Илья Муромец: «...Он ещё стоял за Россеюшку, Святую Русь. Да ещё за тех да сироток, малых деточек. Он ещё стоял за веру да православную...» «Илья (Муромец и разбойники» – фрагмент былины о святом воине.) Привела дорожка самоезжая удальцов в стольный Киев-град. А там пир горой у князя у Владимира....
Долго были молодцы у князя. Пили-ели, прохлаждалися. Да беседу вели о житье-бытье. И пришёл черёд Рождества Христова: «Нова радость настала. Яко не бывала. Над вертепом звезда ясна светом воссияла...» («Нова радость настала» - рождественская колядка). А следом и масленицы...
И пошли они вновь путь-дорогою. Гладь, над озером купола блестят. Это Божьи храмы града Китежа.
По древнему преданию, был в некогда древнерусском государстве город по названию Великий Китеж – там, где Керженец впадает в Волгу, где Макарьевский монастырь. (Caмo cлoвo «китeж» мapийcкoго происхождения. Ознaчaeт «пpишeлeц», «бpoдягa».) Стоял он на берегу глубокого светлого озера Светлояр, среди дремучих лесов и чистых, прозрачных рек. Жили в нем в мире и согласии добрые и приветливые русские люди-християне. Но вот пришли в те края непобедимые полчища Батыя, и в страшном бою пала дружина Великого Китежа. Подступил враг к самым стенам города. Жители укрылись в храмах и стали молиться Богу. Свершилось чудо. Город окутался светлым, золотистым туманом. Cами по себе, тихо загудели, заблаговестили колокола, предвещая избавление. Господь спас город, погрузив его на дно озера. Когда наступило утро и первые лучи восходящего солнца скользнули по водной глади и озарили озеро, враги увидели на месте города пустой берег. Под ним в озере было видно отражение стольного града Великого Китежа. В удивлении смотрели враги на отражение невидимого города. Забыв обо всем, они в ужасе бежали от страшного места.
Славный Китеж не погиб – он существует и поныне. У одного из летописцев сказано: «…Ащё кто нераздвоенным умом и несумненною верою обещается и пойдёт к невидимому граду тому, не поведав ни отцу с матерью, ни сестрам с братьями, ни всему своему роду-племени, - таковому человеку откроет Господь град Китеж и святых в нём пребывающих...»
Молятся те святые за отечество, за землю Русскую, много кровью политую.  Честных богатырей к себе принявшую. Немало видали их добры-молодцы: «Как по морюшку, морю синему, как плыло два кораблика...» (поминальный духовный стих).
Славу тем богатырям на гуслях сыграли, на гуслях-то на яровчатых. («Ехали бояре» - Новгородская свадебная)
И поехали молодцы в родну сторону «через поля широкая, через моря глыбокая. А там ангелы мосты мостят. Золотым гвоздём прибивают.» («Через поля» – духовный стих Гомельской губернии)
Как гласит былина: «То старина, то и деяние»
Идея свести двух музыкантов для совместного творчества принадлежит директору Егора Стрельникова Юрию Ржанову. Сами же музыканты о работе над альбомом говорят так:
- М.К. Из огромного количества исполняемых Егором песен было отобрано несколько наиболее соответствующих идее и теме альбома. У нас был интерес  показать гусли со всех сторон: то, как они звучат в среде народной музыки, в разных ее песенных традициях и то, как глубоко и очень современно могут они звучать сольно. Отрадно то, что Егор широко владеет инструментом и не боится эксперементировать со звукоизвлечением на гуслях.. Мне особенно было интересно поработать с былинами. Редко, кто решается сегодня исполнять их так, чтобы они были понятны, доходчивы и музыкально интересны современному человеку...
- Е.С. В альбоме мы с Митей постарались освежить дух былин, старинных сказаний, духовных стихов, озвучить вновь величавые образы... Мне захотелось вновь обратиться к преданию древней Руси о граде Китеже, его славной и чудесной судьбе. История града излагается в 7-й «главе» нашего «повествования»: 7 – число сакральное, библейское.... Инструментальные пролог, эпилог и 2 части «Града Китежа» создавались на протяжении не одного года, но законченную форму обрели в момент студийной работы над альбомом… Надеюсь, со временем написать 3-ю..  Гусляры сейчас делают большое дело – вновь пытаются соединять игру на гуслях с пением, что было традиционно во времена крещения Руси... Мы же, по сути, приобщились к возрождению старой традиции игры на гуслях, но расширили их диапазон за счет созвучия с другими живыми инструментами…
В музыкальном «сказании» «Яко по морю» Егор Стрельников поёт, играет на гуслях и колёсной лире. Митя Кузнецов также поёт. Свирель, жалейка, окарина, колёсная лира, мандолина, бубен, барабан, уду, ложки, бубенцы, варган и бас, на которых он играет, придают звуковой палитре альбома богатство и подлинную аутентичность. Присутствует дополнительный голос Анны Кузнецовой. Кроме того, Митя Кузнецов является продюсером и звукорежиссёром проекта. Им сделаны аранжировки и дизайн альбома. Оформление выполнено художником из Рыбинска Павлом Гавриловым. Исполнительным продюсером альбома выступил Юрий Ржанов… Ознакомиться с песнями из альбома можно на сайте «Этно-Кузня»
www.kuznya.ru .
«Яко по морю» стал первым этапом воплощения в жизнь масштабного проекта православного содержания, в котором участвуют творческие деятели из разных мест России. Однако время подробностей – впереди...

Лиана Гаврилова

http://www.anfas-news.ru/?module=news&id=243

 

 
 

о группе  |  главная  | магазин |  песни   контакты

 

 

Hosted by uCoz