Дикие гусли
Древнему инструменту нашлось место в современной музыке.
Российская world- и этносцена освоила, кажется уже все возможные
народные инструменты: армянский дудук, шотландскую волынку, даже
австралийский диджериду. Теперь наши «народники», кажется, всерьез
озаботились освоением исконно русского инструмента, а именно гуслей.
Сказать, что гусли -- забытый инструмент, неизвестный широкой
публике, нельзя. Напротив, инструмент -- постоянный герой, причем не
только фольклора. Гусли присутствуют и в советских фильмах-сказках,
и даже в анекдотах. Например, о «новом русском», который внимательно
слушал гуслиста (именно так, согласно словарю Даля, желательно
именовать музыкантов), а потом изрек: «Музыка, браток, хорошая, но
вот этой пальцовки не надо».
В минувшие выходные в клубе «Запасник» прошла презентация проекта
«Гусли русские», в котором принимают участие гитарист-виртуоз Иван
Смирнов и кларнетист, исполнитель на народных духовых Сергей
Клевенский. Слово «проект» в данном случае следует понимать
буквально, а не как сейчас принято: «проект» -- в смысле
«коллектив». Смирнов и Клевенский (у которого и так «проектов»
предостаточно, от маститого «Альянса» до новомодной «Малер и я»), а
также другие участники концерта -- камерный хор, гусляры, синтезатор
-- попытались выстроить джаз-рок, фьюжн и духовное пение вокруг
звука гуслей. Собственно, в этом и есть смысл и цель проекта --
представить гусли в несколько необычном контексте, показав, что
инструмент этот (точнее, «инструменты», так как даже известных
модификаций гуслей довольно много, причем не только у нас, но и в
некоторых европейских странах) может адекватно восприниматься не
только в контексте оркестра народных инструментов.
Два гуслиста, Любовь Басурманова и Егор Стрельников, поразили
публику исполнительским мастерством и богатством возможностей своих
инструментов. Гусли имеют короткий, но очень яркий и выразительный
звук, за счет чего получаются просто потрясающие трели, аккорды,
флажолеты. К сожалению, полного слияния всех участников проекта
удалось достичь только в нескольких пьесах; в целом же программа
была четко поделена между хором, виртуозным Смирновым и гуслистами.
Как бы то ни было, гусельный world fusion заслуживает самого
пристального внимания, и очень хотелось бы увидеть, во что в итоге
выльется проект.
Публика, пришедшая в концертный зальчик «Запасника», затаив дыхание,
слушала. Публика, ужинавшая в других залах, ничего не слушала, зато
шумела. Но под конец концерта в клуб пришел «антрополог» и друг всех
народных музыкантов Дмитрий Дибров. Он искренне восхищался
концертом, и всем жующим сразу стало ясно: гусли -- это круто.
Александр БЕЛЯЕВ
Живые струны души.
Душа… Это существо, которым человек
наделен от Бога-Творца и которое хранит в своих непостижимых глубинах
все то изначально доброе, что Господь в человека вложил. Душа может до
времени спать и не ведать, что мир вокруг гораздо прекраснее и сложнее,
чем видится на поверхности. Разбудить же душу способны многие, от Бога
дарованные людям, искусства, среди которых живет и будет жить Музыка.
Нет, не та музыка, что зовет лишь к развлечению. Но Музыка Божественная,
говорящая о вечном во все времена одинаково истинно и прекрасно.
Казалось бы, в настоящее время немногие способны заслушиваться такой
музыкой, не все даже понимают древний язык духовного стиха или глубинный
смысл русской былины, а уж о музыке богослужебной и говорить не
приходится. Однако, прекрасный Божий мир существует и будет существовать
до тех пор, пока есть носители Слова Божия и есть те, кто этому Слову
внимает.
Возможно, непостижимая
человеческим разумом Божия Премудрость состоит в том, что и поныне,
пройдя сквозь многие века, сохранилось в русском человеке стремление к
своим корням, желание утолить душевный голод не только легкой музыкой,
но и познать, вспомнить, пережить состояние духовной чистоты и
внутреннего света через музыку старинную, кажущуюся нам теперь даже
экзотической. Не отсюда ли и всевозможные фолк- и этно-течения,
многочисленные фестивали народной музыки и т.п.? Ведь народная (и
особенно русская народная) музыка обладает животворной духоносной силой,
почерпнутой во временах изначальных, когда человек живее ощущал Божие
присутствие во всем окружающем его мире, смыслом своей жизни видел
приближение к Богу и неустанно Его воспевал. Ищущим такой пищи для души,
по счастью, есть и теперь куда обратить свой взор. Данный Творцом еще в
библейские времена музыкальный инструмент ГУСЛИ, и в наше,
насыщенное бьющим наповал ритмом, время способен увлечь, заставить
проснуться дремлющие в глубине души ее лучшие свойства. Для тех, кто
услышал хотя бы раз этот инструмент - потомок древней псалтири –
начался, быть может, путь к духовному просвещению.
Современным певцом-сказителем можно
назвать ставшего уже знаменитым петербургского гусляра, звонаря, певца
Егора Стрельникова. Именно гусли, которые Егор услышал в 80-е годы,
заехав после службы в армии в Петербург, заставили его коренным образом
изменить свое творчество и из гитариста академического направления
превратиться в гусляра. Этому способствовали и впечатления Егора от
звучания подлинных гуслей, найденных в Великом Новгороде и
отреставрированных мастером Владимиром Поветкиным. С этого времени вся
жизнь Егора потекла совершенно иначе. Главными духовными ценностями для
него стали истины православной веры, которой проникнута древняя русская
культура. Именно тонкое, особо проникновенное звучание гуслей, глубокий
смысл духовных стихов, и былин отозвались в его душе желанием посвятить
себя искусству глубоко нравственному, очищающему сердце и просвещающему
ум. Таким, зачастую безвозмездным, служением Егор не только покоряет
сердца слушателей, но и заставляет задуматься над истинными ценностями
культуры прошлых веков, а также выполняет духовно-просветительскую
работу. Исполняемые им песни, духовные стихи, былины настолько живо
отзываются в душах слушающих, что сомнения в востребованности и
жизнеспособности музыкальной традиции прошлого не возникает.
Егор, как истинно талантливый человек, постоянно ищет пути для
углубления своих знаний и развития мастерства. Гусли в его руках по
временам сменяются колесной лирой, и вот – перед нами уже исполнитель
народных украинских, русских песен. Как откликается, например, душа
слушателей на известную казачью песню «Не для меня»! По-видимому, и этот
инструмент попал
в поле зрения мастера не случайно.
Сам Егор так говорит об этом:
- Колесная лира на Западе
была известна с 8 века. Родина ее – французская Бретань. И даже лучший
лирник в настоящее время – в Бретани. Но, как ни странно, лира получила
распространение и на Руси. При Иоанне Грозном существовала даже школа
лирников. Ее отличие от западной, где этот инструмент являлся
исключительно народным, было в том, что лирник на Руси должен был за
время обучения пройти определенные ступени духовного совершенствования.
У музыканта, особенно изучающего
всевозможные этнические традиции, звучание гуслей невольно вызывает
ассоциации со звучанием, например, кельтской арфы. А кельтская
музыкальная традиция, как известно, сейчас популярна у музыкантов
этно-направления. Однако, Егор Стрельников не просто слепо следует моде,
выбрав инструмент не менее дрений, чем арфа. Он объясняет свою тягу к
гуслям, как к наилучшему сопровождению духовных в своей основе
текстов:
- Действительно, такое
сходство звучания – это еще один из примеров перекрещивания культур
западно-европейской и славянской. Гусли имеют и сходные с арфой приемы
игры. Чем более древней является культура, тем более она общая. Но если
вникнуть в содержание кельтских песен и баллад, то мы увидим
повествование о земных переживаниях, особенно о неразделенной любви. А
каково содержание русской былины? Это не просто историческое или
легендарное сказание, но и настоящее изложение веры русского человека,
возвышенное и обращающее чувства и ум к Богу.
Господь же не обделил Егора и
талантом звонаря. Искусство колокольных звонов сделало его не только
дипломантом Всероссийского конкурса звонарей, но и почетным гостем на
звонницах разных храмов России, Храма Христа Спасителя В Москве, на
колокольнях Свято-Данилова монастыря, Сергиевой лавры. В этом нелёгком
мастерстве Егор Стрельников постоянно совершенствуется, несмотря на то,
что жизнь его далека от оседлости. Уже многие годы музыкант активно
участвует в фестивалях духовной и традиционной музыки, редко появляясь в
Петербурге. Однако, отдать жизнь этому виду церковного искусства Егор не
спешит.
- Я не могу стать звонарем,
исполняющим постоянное послушание при храме. Дело в том, что звон
колоколов несколько притупляет слух, что мешает последующей игре на
гуслях. А гусли звучат более тонко.
Но мы, слушатели, часто распознаем
в гусельных переборах имитации колокольного звона, насыщающие звуковую
палитру инструмента новыми красками.
Случилось так, что Господь привел
Егора в мастерскую одного из выдающихся современных фолк-музыкантов Мити
Кузнецова. Его легендарное владение множеством народных инструментов,
особо чуткая интерпретация народных напевов, неповторимый талант
композитора и аранжировщика известны и признаны всеми профессиональными
любителям фолка. Митя Кузнецов родился и по сей день живет и творит в
Рыбинске. Был участником многих международных фестивалей. Митя много лет работал в фолк-группе «Седьмая вода». Был создателем
совместного фолк-проекта с группой «Разнотравие». Записал несколько
сольных альбомов с народной музыкой и русскими народными сказками. Сфера
музыкального творчества Мити Кузнецова распространяется не только на
русскую, но и на всю мировую традиционную музыкальную культуру, о чем
говорит его постоянное сотрудничество с европейскими кинорежиссёрами. Им
записана и уже издана оригинальная музыка к документальным фильмам о
культуре и природе Америки, Китая, Шотландии и др. В лице Егора
Стрельникова он нашел друга и единомышленника и замечательно работает с
ним в дуэте. Вместе музыканты записали два альбома «Яко по морю» и «Сила
по силе».
Задавшись вопросом почему же
так глубоко трогающая душу старинная музыка в исполнении этих музыкантов
не вышла на широкий путь коммерческого искусства?, я обратилась
к Егору и поняла, что для него иначе не может быть, как служить своим
искусством духовному пути в музыке.
- Мне почти не приходилось
играть на больших концертных сценах. Я выступаю по просьбам друзей и
знакомых в основном для православных слушателей. Знаю твердо, что без
молитвы ничего начинать нельзя и всегда выступаю по благословению
священника. Случается даже на православных свадьбах играть. Добиться
исключительно коммерческой выгоды я не пытаюсь.
Полноту личности Егора как
музыканта и отца семейства нельзя представить без его верного друга и
жены Натальи Пискуновой. Наташа также от Бога наделена поэтическим даром
и стала автором песен, содержание которых настолько философски глубоко,
что оно перешагнуло рамки и просто бардовской традиции, и традиции
духовной поэзии прошлого. Музыку к песням для Наташи сочиняет как она
сама, так и Егор. И уже не раз вместе они выступали на фестивалях как
дуэт.
Любое истинное боговдохновенное
искусство Господь наделяет особой жизненной силой, ведет сквозь века, не
оставляет без последователей. Так и Егор имеет уже и своих учеников,
планирует выпустить «Школу игры на гуслях» в видео-варианте, заново
записать в более стилистически достоверной аранжировке всеми любимые
народные песни. Ведь нередко они исполняются поп-ансамблями, утрачивая
свои древние корни. И дай Бог, чтобы в каждом, кто прикоснется к высоко
нравственному древнему искусству, появилось стремление к чистоте жизни и
заново зазвучали, быть может спавшие доныне, живые струны души!
Марина Витковская
Санкт-Петербург
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.vargan.ru%2Fgusli%2Finter%2F2002-kolom.shtml&text=%C3%F3%F1%EB%FF%F0%FB%20%C6%E8%E2%E0%FF%20%C2%EE%E4%E0&dsn=0&d=8324155&sh=2&sg=67&isu=1
о группе | главная | магазин | песни | контакты
|